Помощь
Нашли ошибку?
X

Ваш Email (необязательно):
Я согласен с Политикой конфиденциальности
Загрузка
Идет отправка сообщения
Сообщение отправлено
Не заполнен текст сообщения!
 

Обзор теорий лидерства

лидерство как феномен Феномен лидерства интересовал не одно поколение мыслителей, ученых, исследователей. И никогда среди них не было единых взглядов на определение, сущность и природу данного феномена. Однако развитие представлений о лидерстве, экспериментальные наработки послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства. При этом каждый из последующих уже представлял собой более зрелую позицию, основанную на наработках предшественников. Итак, какие теории лидерства существуют? В теории лидерства выделяют четыре подхода:

1) с позиции личностных качеств

2) поведенческий

3) ситуационный

4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.

Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.)

Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др. Однако исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации (Стогдилл, 1948)

Поведенческий подход

Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей. Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении ответственность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.

Дуглас МакГрегор разрабатывает теорию Х и теорию У, известную нам также как теория Кнута и пряника . Согласно теории :

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Согласно теории :

1. Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Рэнис Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета разрабатывают модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека.

В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер)

2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений)

3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты)

4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений). По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, не всегда.

лидерство как феномен группового развития Группа ученых университета штата Огайо, развивая идеи МакГрегора и Лайкерта, провели ряд исследований и внесли существенное дополнение. Предыдущее деление руководителей на субъектов, ориентированных только на работу, и только на людей, оказывается неверным! Было выявлено, что руководитель может проявлять различную степень внимания к подчиненному и структурированию проблем. Управленческая решетка Блэйка-Мутона была разработана на основе идей ученых из штата Огайо.

За основу были взяты 2 оси забота о человеке и забота о производстве , различное соотношение координат которых определяло один из 5 стилей руководства:

1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

2. Дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

3. Авторитет подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

4. Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем.

5. Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Наиболее эффективным стилем руководства с точки зрения авторов было поведение руководителя в позиции 

Ситуационный подход

Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Другими словами, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления. Его представляют четыре ситуационные модели:

ситуационная модель руководства Фидлера

подход Митчела и Хауса путь цель

теория жизненного цикла Херси и Бланшара

модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Ситуационная модель руководства Фидлера

Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации. В своей модели Фидлер развивает идеи о лидере, ориентированном на задачу, и лидере, действующем через отношения, но он вводит 3 фактора, влияющие на ситуацию:

1. Отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие.

2. Структура задачи: структурированная задача (четкость постановки, привычность для подчиненного) и неструктурированная.

3. Должностные полномочия руководителя: сильные (у руководителя много формальной власти, полномочий, может вознаграждать подчиненного) и слабые.

Таким образом, Фидлер выделяет 8 ситуаций, в каждой из которых наиболее эффективен один из стилей лидирования, ориентированный на задачу (т.е. четкое принятие решений, постановка целей, жесткий контроль над подчиненными), или же ориентированный на человеческие отношения (т.е. путем мотивации и поддержки сотрудников). На практике данная модель может эффективно использоваться, например, при расстановке кадров.

Подход путь цель Митчела и Хауса

Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства.

1. Инструментальный стиль

(аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу) проявляется в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил и процедур. Стиль используется, когда подчиненные готовы выполнить задачу, ждут только указания начать , а также в случаях, в которых характер задачи не вполне однозначен.

2. Стиль поддержки

(аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения) характеризуется заботой руководителя о потребностях и благополучии подчиненных. Руководитель поддерживает приятную атмосферу, заботится об условиях труда, он демократичен и открыт. Даже в мелочах такой руководитель старается сделать труд работников более приятным, общение происходит на равных. Стиль эффективен, когда подчиненные нуждаются в самоуважении и приобщении интересам компании.

3. Стиль, поощряющий участие

, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений. Сильный акцент делается на консультации. Он эффективен в случае, когда для подчиненных важны цели компании и они стремятся участвовать в процессе управления.

4. Стиль, ориентированный на достижение

, характеризуется постановкой перед подчиненными довольно трудоемкой цели, ожиданием, что они будут работать в полной мере своих возможностей. Руководитель стимулирует подчиненного к постоянному повышению индивидуального результата, одновременно поддерживает уверенность в способности к сверхэффективной работе. Стиль эффективен в том случае, когда подчиненные стремятся к высокому уровню достижений и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона больше ориентирована не на стиль лидерства, а на принятие решений, при этом она подчеркивает отсутствие универсального способа влияния на подчиненных. Выбор стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Согласно данной модели, руководитель выбирает один из пяти стилей руководства, ориентируясь на помогающие ему в этом древо решений и 7 вопросов: 5 стилей принятия решений по Вруму-Йеттону:

Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у Вас на данный момент информацию.

Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль Ваших подчиненных в принятии решений предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла Ваше решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

лидерство как феномен малой группы Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта

Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.

Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:

Осознание собственных чувств умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их. Управление собственными чувствами умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции гибко приспосабливаться к ситуации, настроить себя на нужный лад на победу, выигрыш и т.д. Осознание чувств другого человека умение проявлять эмпатию (сопереживание чувствам других людей), понимание и быть участливым.

Управление чувствами других людей умение оказывать эмоциональное воздействие в различных ситуациях взаимодействия с подчиненными, влиять и воодушевлять, урегулировать конфликты, создавать команду и укреплять командный дух, укреплять и поддерживать личные взаимоотношения с работниками, помогать другим в самосовершенствовании, инициировать изменения и вести работников в новом направлении.

С точки зрения теории лидерства модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю обратить внимание на развитие и совершенствование всех четырех способностей, связанных с осознанием и управлением эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается целым рядом практических исследований.

Дата: 19.07.2017
Статьи рубрики Работа и образование
Как продолжить свое образование
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2019

Решение вновь вернуться в школу может стать одним из самых важных и переломных в вашей жизни. Но опыт такого "возвращения" может оказаться не слишком приятным. Сеть специалистов по вопросам образования и карьеры предлагают собственные советы для тех, кто решил продолжить обучение. Узнайте об условиях поступления и обучения в школе, которая пришлась вам по душе. Продолжение образовательной программы может происходить во множестве различных учебных заведений. Если в обучении вы больше всего цените разнообразие и общение, тогда следует выбрать колледж с богатым международным сообществом. Если же вас привлекают громкие имена, а количество курсов имеет второстепенное значение - стоит остановиться на "расширенных" программах именитых университетов. Современные студенты также имеют возможность выбирать из перечня онлайн-курсов, которые предлагают высокий уровень гибкости в обучении. Выберите то, что вам действительно необходимо. Определите для себя, чего вы хотите достичь - просто повысить свой общий интеллектуальный уровень, или изменить карьеру. Всегда помните: конечная ...

Законно ли заказывать курсовые или дипломные работы в современном обществе?
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 В данный момент насчитывается достаточное количество организаций, занимающихся написанием учебных работ на заказ и если набрать в браузере,то можно открыть ссылки на ресурсы, предоставляющие такие услуги. Ещё в Интернет мне попалась статья одного из чиновников о вреде рефератного бизнеса (студенты уже сами не думают,а просто заказывают и довольные сдают работы). Чиновик также призывал правительство «принять меры» к данному виду бизнеса и т.п. Почему нужно и можно не согласиться с таким чиновником: Говорить о том,что студент заказывая работу перестаёт сам мыслить творчески и т.д. неправельно в корне!!! У нас такая система образования в стране, что уровень подготовки желает лучшего для тех же студентов, она просто вынуждает, подталкивает, если хотите , студента на данный шаг заказать или купить реферат, курсовую, дипломную. Преподавательский состав просто обязан так подготовить,так “натаскать “ студента, чтобы последний во сне был в состоянии прорешать задачку ещё раз на всякий пожарный!! Заявляю с гордо поднятой головой, говорить о вреде рефератного рынка просто глупо ...

Как пришить липучку к шеврону ?
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 14.07.2019

Шеврон на липучке. Что такое шеврон или просто нашивка? Это знак отличия, который пришивается на военную или форменную одежду, и указывает на принадлежность к конктретной структуре, роду войск, службе, подразделению, а также может служит квалификационными знаками. Еще в древности зародились обычаи украшать одежду. Охотники старались показать свои успехи и привязывали хвосты зверей или зубы хищников к одежде. Это были далекие предшественники шевронов.   В Древнем Риме каждый легион имел свои особые эмблемы и значки отличия. Одежда крестоносцев также имела свои нашивки.Это первые прототипы современных шевронов. В Европе во Франции мушкетеры короля и гвардейцы кардинала имели нашивки на плащах. История слова «шеврон» восходит к временам парусного флота, когда офицеры, стоящие во главе абордажных команд, повязывали на рукава камзолов парчовый или вышитый золотой монограммой платок, чтобы во время схватки на палубе вражеского корабля матросы видели своих командиров. Позднее такие перевязи стали пришиваться к рукавам.  По способу крепления нашивки могут быть собственно нашивными или на «липучки»  Нашивки на липучке: зачем ...

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 Абсолютно любая курсовая работа или проект имеет стандартно следующие элементы: - Титульный лист - Содержание - Введение - Несколько глав с параграфами (или без них) - Заключение - Список используемой литературы Титульный лист создается по требованиям конкретного ВУЗа или методический рекомендация, его состав включает полное название учебного заведения, название предмета и темы курсовой работы, ФИО студента, преподавателя, год исполнения работы. Содержание оформляется на отдельной страничке, на ней указывается введения, название каждой главы, параграфа, заключение, список литературы, приложений с указанием номеров страниц. Как в любой книге или учебнике. Введение, каждую главу, заключение, список литературы начитают с новой страницы. Во введении дается краткое обоснование выбора и актуальности темы, раскрывается практическая значимость. Актуальность заключается в анализе современной ситуации, социальных противоречий. Кроме того во введение описывается объект и субъект курсовой работы, цели и задачи, источники информации. Стандартный объем введения 2-3 страницы. Первая глава работы обычно носит теоретический характер и представляет собой обзор источников. Пишущий демонстрирует свое понимание выбранной темы, выделяет основное. Возможно применение цитат.  Вторая ...

Объявления из категории «Образование» (посмотреть все объявления)

Контролер на пропускную систему

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 -осуществление установленного пропускного режима; -слежение за порядком в офисе; -контроль за посетителями. график 5/2, 2/2; (или по 4 часа; утро, день, вечер) ...
13.01.2021  21:33
Специалист информационного центра

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 • консультирование клиентов • назначение времени приема к руководителю • заполнение бланков •Навыки: опыт в области обслуживания клиентов, коммуникабельность (приятный голос, правильное произношение и культурная речь), умение слушать, умение работать с людьми, способность разрешать конфликты, владение этикетом общения по телефону. ...
13.01.2021  21:19
Пом.менеджера информ-центра обслуживания клиентов

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 • консультирование клиентов • назначение времени приема к руководителю • заполнение бланков • Оплата обсуждается по итогам собеседования Оформление по договору ...
13.01.2021  21:03
На неполный день пом.офис-менеджера

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 •Офисная работа с документами, прием телефонных звонков, заказ канцтоваров,воды для офиса •Навыки: опыт в области обслуживания клиентов, коммуникабельность ,приятный голос, правильное произношение и культурная речь •Оплата и график обсуждаются на собеседовании лично с вами. ...
13.01.2021  20:50
На пол-ставки помощником офис-менеджера

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 •Офисная работа с людьми и документами, прием телефонных звонков, выполнение поручений руководства, заказ канцтоваров для офиса •Навыки: опыт в области обслуживания клиентов, коммуникабельность (приятный голос, правильное произношение и культурная речь) прямой работодатель, без посредников ...
13.01.2021  19:35
Подработка помощником для офис-менеджера

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 •Офисная работа с людьми и документами, прием телефонных звонков, выполнение поручений руководства, заказ канцтоваров для офиса •Навыки: опыт в области обслуживания клиентов, коммуникабельность (приятный голос, правильное произношение и культурная речь) Условия: • Оформление по договору • Оплата и график обсуждаются на собеседовании лично с вами. прямой работодатель, без посредников ...
13.01.2021  19:22
Помощник для офис-менеджера

Регион: Йошкар-Ола

т.434358 •Офисная работа с людьми и документами, прием телефонных звонков, выполнение поручений руководства, обеспечение жизнедеятельности офиса,заказ канцтоваров для офиса •Оплата обсуждается на собеседовании • график неполный день, на полставки ...
13.01.2021  19:09